Automatic translation by Google | Contact | Site Map

Репродуцирование. Фото съемка картин. Калибровка и стандартизация требований к качеству цифрового изображения живописи

Репродуцирование

РЕПРОДУ́КЦИЯ,  (от лат. re - вновь и productio - продолжение).

  1. Воспроизведение и размножение рисунков, картин, ткани путем фотографии, клише и т.п.
  2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.
  3. Воспроизведение того, что удержано в памяти (псих.).

Современный процесс получения репродукции состоит из трёх этапов:

  1. Оцифровка (сканирование, фотографирование)
  2. Цветокоррекция (техническая - получение мастер файла, художественная, техническая - подготовка к печати)
  3. Печать

 Фотографирование  рисунков, живописи, тканей, документов (объектов 2D).

Съёмка объектов для репродуцирования имеет свои особенности, которые входят в противоречие со всем опытом фотографа, который привык к тому, что светотеневой рисунок кадра он "рисует" сам, ловя нужное освещение или ставя свет в студии. При съёмке 2D объектов светотеневой рисунок уже создал автор, художник и задача фотографа в первую очередь зафиксировать, повторить в цифровом виде все соотношения тонов и цветов, которые есть в оригинале. Первое условие, которое фотографу надо выполнить во время съёмки - равномерность освещения всего кадра, при этом в случае живописи - избежать бликов и "поднять" текстуру холста и объём живописных мазков. 

Фотографирование  живописи, постановка света

Фотографирование  живописи, постановка света

Как ставить свет я не специалист, поэтому идём дальше.

В кадре должна быть контрольная мишень. Самая распространённая, старая, добрая Kodak Q13, Kodak Q14:

Target Kodak Q13, Kodak Q14

Мишень Kodak Q60 (it8/7-2):

Target Kodak Q60 (it8/7-2)

Это устаревшие мишени, но если их измерить спектрофотометром, то вполне работоспособные.

Современные мишени, это в первую очередь Color Checker Digital SG:

Color Checker Digital SG

Color Checker:

Color Checker Passport

В качестве шкалы для контроля тоновых градаций - Munsell Linear GrayScale

Munsell Linear GrayScale

Мишень UTT:

Target UTT

Мишени изготовленные самостоятельно, например склеенные из старого веера пантонов :

Мишень склееная из старого веера

мишень Андрея Френкеля (Светлая ему память).

Мишени напечатанные на цветопробном принтере:

Мишень Monr_Hermitage 2015

 

мишень Target 2016 v5
Target 90 Yermitage 2017

Для чего нужны мишени:

  • ​Для контроля передачи градаций тона и "Баланса белого".
  • Для визуального контроля памятных плашек цвета.
  • Для построения DCP профиля снимка, с последующим использованием этого профиля в конвертаторе RAW (если он поддерживает DNG профилирование).
  • Для построения ICC профиля снимка для использования в конвертаторе RAW (если он поддерживает профилирование ICC) или использование для конвертации TIF файлов.
  • Для программной верификации данных.

Если на снимке значения полей серого мишени будут совпадать с измеренными значениями мишени, то можно сказать, что тоновые градации оригинала зафиксированы в кадре правильно. Казалось бы - что тут сложного?

Если во времена аналоговой съёмки тонопередачей были "озабочены" производители плёнки и химии, у производителей существовали целые исследовательские научные центры, то в цифровой фотографии это стало заботой фотографа. Проблема в том, что производители конвертеров ориентированы на массового фотографа - отсюда контраст и насыщенность в установках конвертеров по умолчанию. Например: при всех инструментах - по нулям, вот такая тоновая кривая применяется к данным изображения RAW в конвертере adobe Camera RAW (Лайтрум):

Форма кривой по умолчанию в ACR

И эту кривую не видно в конвертере, потому, что она "зашита" в DNG профилях от adobe (те что идут в поставке с программой)  снять её можно только своими DNG профилями.

Мало того, что данные не линейно фиксируются камерой, так  и пред'установка конвертера делает градационные характеристики снятого кадра ещё не линейнее. Всем известно, что любое воздействие на тоновую характеристику цифрового изображения влияет и на цвет. Внося изменения любым инструментом конвертера и тем самым "подгоняя" цифровые значения серых полей к нужным значениям мы изменяем и цвет, разные оттенки "расползаются" в разные стороны цветового круга и по оси насыщенности - потери невосполнимые. 

Не обработанные данные RAW выглядят вот так (гамма =1.0):

Не обработанный RAW

И распределять их линейно на весь тоновый диапазон цветового пространства ProPhotoRGB в ACR, при использовании dcp профиля камеры из набора по умолчанию, приходиться вот такой кривой:

Кривая линейной тонопередачи ACR

Практически эта кривая компенсирует "Базовую" кривую конвертера, форму, которой я приводил выше.

В RAW Therapee при использовании того же dcp профиля кривая выглядит гораздо лучше:

Кривая линейной тонопередачи RAW Therapee

 Но и в том, и другом случае происходит повышение насыщенности цвета и тут на помощь приходит глаз и ручная доработка параметров конвертации, к сожалению, пока повторное профилирование конвертированного в TIF файла  не снимает проблемы, хоть и несколько улучшает результат, всё равно ручная доработка требуется.

 Программа построения DNG профиля от X-Rite Color Checker Pasport внедряет в профиль кривую, похожую на "базовую" кривую от Adobe, но конвертатор RawTherapee её игнорирует. Программа построения и редактирования DNG профиля Adobe DNG_Profile_Editor имеет инструмент задания формы кривой. Программа BasicColor input 5 формирует кривую исходя из значений полей серой растяжки (помеченных в описании мишени маркером GB) и тем самым "привязывает DNG профиль к конкретным условиям освещения кадра с мишенью, параметр Repro формирует линейную кривую, выбор параметра Photo- формирует кривую  повышения контраста, здесь так же возможно внести коррекцию в экспозицию, а она понадобится, потому как все уже "привыкли" снимать с недодержкой, за это "спасибо" осветлению кадра профилями камеры  из базового набора по умолчанию практически во всех конвертерах, благо в некоторых это вмешательство, в некоторых конвертерах можно "сбросить" явно, а в некоторых только с использованием спец утилит, как для ACR (Лайтрум) - утилита - DNG Profile Editor.

Проблема  есть, и её надо решать.

Фотограф создаёт "Мастер файл", где помимо собственно 2D объекта есть изображение Контрольной шкалы, значения полей данной шкалы должны быть равны значениям референса этой шкалы, с определённым допуском.  Технически на сегодняшний момент реально попадать в мишень с допуском dL<1 по шкале серого и dE<4 по цветным полям. На этом первый этап процесса получения репродукции заканчивается. МастерФайл фотографом передаётся на атрибутацию и затем в базу изображений.

Руководящие документы первого этапа - оцифровки:

Обработка изображения и подготовка его к печати

Рабочее место Цветокрректора должно соответствовать требованиям стандарта ISO 12646. Работа предстоит визуальная и монитор должет отвечать всем требованиям, предъявляемым к видео пробе. Если есть возможность сравнивать с оригиналом картины, то необходимо приготовить нормированный свет D50 2000-2500Lux для её освещения, но отгородив площадку просмотра так, что бы свет освещения картины не попадал в рабочую зону монитора (самое удобное - оригинал поместить в соседнее помещение, а смотреть через дверной проём, соответственно расположив рабочее место напротив двери).

Получив файл изображения картины для подготовки к печати - первое, что надо выяснить - технологию предстоящей печати, бумагу, подобрать профиль этого печатного процесса и определиться - какого размера будет репродукция.


Ссылки на мои статьи, в той или иной мере затрагивающие тему репродуцирования на сайте и в блогах: 

Колорайзеры вверх Цветоблог