Automatic translation by Google | Contact | Site Map

Репродуцирование. Фото съемка картин. Калибровка и стандартизация требований к качеству цифрового изображения живописи

Репродуцирование

РЕПРОДУ́КЦИЯ,  (от лат. re - вновь и productio - продолжение).

  1. Воспроизведение и размножение рисунков, картин, ткани путем фотографии, клише и т.п.
  2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.
  3. Воспроизведение того, что удержано в памяти (псих.).

Современный процесс получения репродукции состоит из трёх этапов:

  1. Оцифровка (сканирование, фотографирование)
  2. Цветокоррекция (техническая - получение мастер файла, художественная, техническая - подготовка к печати)
  3. Печать

 Фотографирование  рисунков, живописи, тканей, документов (объектов 2D).

Съёмка объектов для репродуцирования имеет свои особенности, которые входят в противоречие со всем опытом фотографа, который привык к тому, что светотеневой рисунок кадра он "рисует" сам, ловя нужное освещение или ставя свет в студии. При съёмке 2D объектов светотеневой рисунок уже создал автор, художник и задача фотографа в первую очередь зафиксировать, повторить в цифровом виде все соотношения тонов и цветов, которые есть в оригинале. Первое условие, которое фотографу надо выполнить во время съёмки - равномерность освещения всего кадра, при этом в случае живописи - избежать бликов и "поднять" текстуру холста и объём живописных мазков. 

Фотографирование  живописи, постановка света

Фотографирование  живописи, постановка света

Как ставить свет я не специалист, поэтому идём дальше.

В кадре должна быть контрольная мишень. Самая распространённая, старая, добрая Kodak Q13, Kodak Q14:

Target Kodak Q13, Kodak Q14

Мишень Kodak Q60 (it8/7-2):

Target Kodak Q60 (it8/7-2)

Это устаревшие мишени, но если их измерить спектрофотометром, то вполне работоспособные.

Современные мишени, это в первую очередь Color Checker Digital SG:

Color Checker Digital SG

Color Checker Passport:

Color Checker Passport

В качестве шкалы для контроля тоновых градаций - Munsell Linear GrayScale

Munsell Linear GrayScale

Мишень UTT:

Target UTT

Мишени изготовленные самостоятельно, например склеенные из старого веера пантонов :

Мишень склееная из старого веера

мишень Андрея Френкеля (Светлая ему память).

Мишени напечатанные на цветопробном принтере:

Мишень Monr_Hermitage 2015

 

мишень Target 2016 v5
Target 90 Yermitage 2017

Для чего нужны мишени:

  • ​Для контроля передачи градаций тона и "Баланса белого".
  • Для визуального контроля памятных плашек цвета.
  • Для построения DCP профиля снимка, с последующим использованием этого профиля в конвертаторе RAW (если он поддерживает DNG профилирование).
  • Для построения ICC профиля снимка для использования в конвертаторе RAW (если он поддерживает профилирование ICC) или использование для конвертации TIF файлов.
  • Для программной верификации данных.

Если на снимке значения полей серого мишени будут совпадать с измеренными значениями мишени, то можно сказать, что тоновые градации оригинала зафиксированы в кадре правильно. Казалось бы - что тут сложного? Но...

Если во времена аналоговой съёмки тонопередачей были "озабочены" производители плёнки и химии, у производителей существовали целые исследовательские научные центры, то в цифровой фотографии это стало заботой фотографа. Проблема в том, что производители конвертеров ориентированы на массового фотографа - отсюда контраст и насыщенность в установках конвертеров по умолчанию. Например: при всех инструментах - по нулям, вот такая тоновая кривая применяется к данным изображения RAW в конвертере adobe Camera RAW (Лайтрум):

Форма кривой по умолчанию в ACR

И эту кривую не видно в конвертере, потому, что она "зашита" в DNG профилях от adobe (те что идут в поставке с программой)  снять её можно только своими DNG профилями.

Мало того, что данные не линейно фиксируются камерой, так  и пред'установка конвертера делает градационные характеристики снятого кадра ещё не линейнее. Всем известно, что любое воздействие на тоновую характеристику цифрового изображения влияет и на цвет. Внося изменения любым инструментом конвертера и тем самым "подгоняя" цифровые значения серых полей к нужным значениям мы изменяем и цвет, разные оттенки "расползаются" в разные стороны цветового круга и по оси насыщенности - потери невосполнимые. 

Не обработанные данные RAW выглядят вот так (гамма =1.0):

Не обработанный RAW

И распределять их линейно на весь тоновый диапазон цветового пространства ProPhotoRGB в ACR, при использовании dcp профиля камеры из набора по умолчанию, приходиться вот такой кривой:

Кривая линейной тонопередачи ACR

Практически эта кривая компенсирует "Базовую" кривую конвертера, форму, которой я приводил выше.

В RAW Therapee при использовании того же dcp профиля кривая выглядит гораздо лучше:

Кривая линейной тонопередачи RAW Therapee

 Но и в том, и другом случае происходит повышение насыщенности цвета и тут на помощь приходит глаз и ручная доработка параметров конвертации, к сожалению, пока повторное профилирование конвертированного в TIF файла  не снимает проблемы, хоть и несколько улучшает результат, всё равно ручная доработка требуется.

 Программа построения DNG профиля от X-Rite Color Checker Pasport внедряет в профиль кривую, похожую на "базовую" кривую от Adobe, но конвертатор RawTherapee её игнорирует. Программа построения и редактирования DNG профиля Adobe DNG_Profile_Editor имеет инструмент задания формы кривой. Программа BasicColor input 5 формирует кривую исходя из значений полей серой растяжки (помеченных в описании мишени маркером GB) и тем самым "привязывает DNG профиль к конкретным условиям освещения кадра с мишенью, параметр Repro формирует линейную кривую, выбор параметра Photo- формирует кривую  повышения контраста, здесь так же возможно внести коррекцию в экспозицию, а она понадобится, потому как все уже "привыкли" снимать с недодержкой, за это "спасибо" осветлению кадра профилями камеры  из базового набора по умолчанию практически во всех конвертерах, благо в некоторых это вмешательство, в некоторых конвертерах можно "сбросить" явно, а в некоторых только с использованием спец утилит, как для ACR (Лайтрум) - утилита - DNG Profile Editor.

Проблема  есть, и её надо решать.

Фотограф создаёт "Мастер файл", где помимо собственно 2D объекта есть изображение Контрольной шкалы, значения полей данной шкалы должны быть равны значениям референса этой шкалы, с определённым допуском.  Технически на сегодняшний момент реально "попадать" в мишень с допуском dL<1 по шкале серого и dE<4 по цветным полям. На этом первый этап процесса получения репродукции заканчивается. МастерФайл фотографом передаётся на атрибутацию и затем в базу изображений.

Руководящие документы первого этапа - оцифровки:

Обработка изображения и подготовка его к печати

Рабочее место Цветокрректора должно соответствовать требованиям стандарта ISO 12646. Работа предстоит визуальная и монитор должет отвечать всем требованиям, предъявляемым к видео пробе. Если есть возможность сравнивать с оригиналом картины, то необходимо приготовить нормированный свет D50 2000-2500Lux для её освещения, но отгородив площадку просмотра так, что бы свет освещения картины не попадал в рабочую зону монитора (самое удобное - оригинал поместить в соседнее помещение, а смотреть через дверной проём, соответственно расположив рабочее место напротив двери).

Получив файл изображения картины для подготовки к печати - первое, что надо выяснить: технологию предстоящей печати, бумагу, подобрать профиль этого печатного процесса и определиться - какого размера будет репродукция.

Итак, например, мы будем печатать на матовой мелованной бумаге, которая имеет светлоту L=95. Т.е. что бы получить на отпечатке значение белого поля шкалы в мастер файле L=95 (нам ведь нужно повторить оригинальные значения, что шкалы, что картины) необходимо отправить на печать изображение, где это белое поле имеет значение L=100 (светлота бумаги). Напомню, что в мастер файле это поле шкалы имеет значение L=95.

Шкала SG

Заранее посмотреть, какие значения будут на отпечатке, можно если после перевода в CMYK по нужному профилю конвертировать в Lab по абсолюту.

Шкала SG на отпечатке

Совсем не то, что нам надо.

Инструментом Кривые мы подрезаем крайнюю точку в светах, но точку в полутонах предварительно фиксируем на своём месте, а точку в трети светов опускаем на половину расстояния до базовой кривой (по мере роста тона влияние светлоты бумаги уменьшается).

Шкала SG на отпечатке

Работаем естественно в RGB и вот какие значения мы получили на шкале:

Шкала SG на отпечатке

И вот теперь нам надо положить эти кривые в режиме наложение светлота, что бы убрать повышение насыщенности, а так как, по закону, чем светлее тем чище цвет, то некоторая степень насыщенности нам тут нужна - дублируем слой Кривые и меняем режим наложения на Цвет и ставим 50% непрозрачности этого слоя. Со светами разобрались, если, конечно художник, для написания картины не использовал белила цинковые, серебро, золото (которые при фотосъёмке получают светлоту выше, чем способно отразить белое поле шкалы), но не будем пока усложнять, нюансов и "подводных камней" в деле репродуцирования очень много.

Реальная точка самого тёмного в картине может быть и меньше L=14 - а это светлота самого тёмного черного, доступная для офсетной печати на мелованной бумаге, а уж на картинах старых мастеров совершенно точно чёрный чернее, чем мы можем напечатать. Напомню, что в мастер файле имея L=9 (поле чёрного шкалы SG) и если напечатаем не внося корректив на оттиске мы получим светлоту этого поля L=16!!!, а если мы отравим на печать L=0, то на отпечатке получим L=14. .Для каждого вида технологии печати и/или бумаги цифры будут свои.

Плюс толстый слой краски под интенсивным освещением рассеивает достаточно значительное количество света, т.е. светлота черного, фотоаппаратом зафиксирована светлее, чем поле черного шкалы, (если бы измерили спектрофотометром светлоту черного на картине значение L получили бы ниже, чем получилось в файле при "правильном значении чёрного поля шкалы) изготовленного из пластика или напечатанное на бумаге. Для того что бы дальше работать на картиной необходимо в кадре оставить только холст самой картины, кадрируем, заодно выпрямляем геометрию и проверяем пропорции. Дальше кривой "подтягиваем" точку чёрного, одновременно прорабатывая детали в тенях. (процесс компромиссный - и так диапазон меньше, чем у оригинала, а его надо ещё и перераспределить, что бы зритель увидел в тенях не ровную плюху, а детали картины, которые автор нарисовал, но не за счёт потерь в полутонах и светах - вот это уже творчество, ни каких универсальных технических решений тут быть не может.

Шкала SG на отпечатке

Вот изменения на картине:

Шкала SG на отпечатке

В процессе работы с тоном "вылезут" "матовые блики" - белёсые пятна на тёмных областях картины, которые не видны в жизни и почти не заметны на Мастер файле, они обусловлены неравномерностью лакового слоя картины, запылённостью, разными материалами реставрации, фактурой мазков, рельефом, а так же рефлексами во время съемки (даже от рук и лица фотографа, если картина мала, и предметов интерьера, если картина велика), поэтому фотограф во время съёмки картин не должен быть одет в светлые, яркие, цветастые одежды.

Шкала SG на отпечатке

Матовые блики "побеждаются" затемнением кривыми по маске с восстановлением цвета, работа кропотливая и аккуратная и нудная. Если изображение картины, где есть обширные тёмные области матового блика нет - не верь глазам своим, ты просто его не видишь. (если удалось проработать тени не выявив матовые блики, точнее, если детали в тенях отлично прорисованы самим автором полотна то и бог с ними - с неявными матовыми бликами, зритель на отпечатке их так же не увидит, но помнить о том что они есть всё таки стоит - при безграмотно настроенном печатном процессе - заниженном растискивании красок в тенях, они могут "вылезти").

Есть ещё несколько правил: - Чем меньше размер оттиска, тем светлее картина; Картина "на вылет" плотнее картины с белыми полями бумаги вокруг; Чёрный на картине практически никогда не имеет холодный или нейтральный цвет - он всегда тёплый, в той или иной степени.

продолжение следует....


Ссылки на мои статьи, в той или иной мере затрагивающие тему репродуцирования на сайте и в блогах: 

Колорайзеры вверх Цветоблог