Automatic translation by Google | Contact | Site Map

Дополнительные цвета

Дополнительные цвета - цвета, которые при оптическом смешивании, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются, и создают один белый цвет. Нельзя путать дополнительный цвет с дополнительной краской (комплементарным цветом), добавление которой к вторичному цвету CMYK "загрязняет" его приводя к нейтральности, эту краску можно назвать рисующей. Здесь мы говорим о психологическом восприятии цвета и в частности о восприятии дополнительных цветов. Расположенные рядом, дополнительные цвета создают максимальный контраст, усиливая зрительное воздействие друг друга, например: красный и голубой, синий и желтый, зеленый и фиолетовый

Дополнительные цвета красный - голубой
Дополнительные цвета синий - желтый
Дополнительные цвета зеленый - фиолетовый
Дополнительные цвета цветовой круг

Наружное кольцо - цвет и соответствующие каждому цвету  дополнительные цвета- внутренний круг.

Это свойство объясняется противоположными эмоциональными реакциями, вызываемыми качествами тепло-холодности тонов [в каждой из приведенных пар один цвет "теплый," другой "холодный"]. Контраст, вызываемый одновременным восприятием дополнительных цветов, называется одновременным контрастом. Другая его разновидность - последовательный контраст: если мы долго будем смотреть на красное, а затем переведем взгляд на белый фон, то вместо белого увидим слабый голубой.

последовательный контраст красный - голубой

"Остаточное" явление свидетельствует о силе воздействия дополнительных цветов. На этой особенности фактически основывается искусство цветокоррекции.
 Впервые в качестве принципа, использование дополнительных цветов провозглашено французскими импрессионистами, а затем неоимпрессионистами. Гармония дополнительных цветов составляет основу колористики. Иоханнес Иттен приводит двенадцатичастную схему гармоничных сочетаний цветов:

двенадцатичастный круг Иттена

Следующее изображение иллюстрирует, как влияет последовательный контраст цветов изображения на нейтральный цвет ( цвет тротуарной плитки здесь L=82, a=0, b=0 - тот же у серого поля- но плитка воспринимается с голубоватым оттенком) :

последовательный контраст

Мозг придумывает несуществующие оттенки дополнительных цветов.

мех без оттенка

Это симпатичное изображение не понравилось заказчику: - он заменил фон на зеленый - и "мех стал синить": примерно так :-

мех с оттенком привнесённым фоном

Да шапка испорчена - она действительно синит и виноват в этом хроматический контраст.

 В то же время глаз начинает приближать существующие цвета к привычным ему памятным цветам (происходит хроматическая адаптация восприятия). Посмотрите на "кривое" изображение минут пять (необходимости приводить такое здесь нет - у каждого найдется не один десяток, например в собраниях клипартов) и оно уже не плохо выглядит, и цвета вроде как выправились и посторонний оттенок не заметен. Поэтому при проведении коррекции важно периодически отвлекаться от экрана - например поставить световой стол за спиной. По этой же причине на экране и на стене за ним, не должно быть цветовых пятен - в идеале окружение рабочего места должно быть серым (МКО рекомендует 20%-й серый - L*=80, a*=0, b*=0).

 Влияние цвета окружения на телесный цвет очень велико и необходимо обязательно учитывать колорит всего изображения. В связи с этим в художественную практику введен термин - "Карнация" для  цвета тела натуры в взаимосвязи с колоритом всего изображения, как нельзя лучше карнацию иллюстрирует следующее изображение :

как меняется телесный цвет в зависимости от фона

  Здесь изменяется только цвет фона, но Ваш глаз "изменяет" и карнацию.




Колориметрические значения зеленого здесь имеют одинаковые цифры, а GIF имеет три цвета - белый, желтый и зеленый.


зелённый в зависимости от окружения

зелённый в зависимости от окружения

зелённый в зависимости от окружения

Дополнительный цвет привносится в разной степени в зависимости от расположения цветовых пятен [сюжета], поэтому каких-либо универсальных советов по использованию в практике цветокоррекции дополнительных цветов не существует. Каждое изображение индивидуально.





Следующий пример иллюстрирует взаимовлияние цветов разных по светосиле:

на голубом желтый
на голубом темно серый

Голубой цвет на левом рисунке кажется чище, чем на правом - не смотря на то, что имеет те же цифровые значения, что и на правом рисунке.

серый на сером

Здесь в центре прямоугольник залит серым со значением 128, 128, 128

серый в тени

Здесь квадраты A и B имеют одинаковую светлоту L=50

Сравните левую и правую колонку :

контраст в зависимости от расположения цветов

Зачастую, что бы усилить один цвет и ослабить другой стоит корректировать не сам цвет, а его окружение. В более контрастном изображении цвета воспринимаются как более чистыми.


"Часто кажется, что в зрительных иллюзиях заключена какая-то магия. На самом деле, они связаны с особенностями интерпретации визуальной информации мозгом и поэтому нередко являются предметом (или инструментом) вполне серьезных исследований – прежде всего, в области нейрологии и когнитивной психологии, которая изучает процессы познания .


Цвета пространства CMYK вверх Сканеры