Дополнительные цвета
Дополнительные цвета - цвета, которые при оптическом смешивании, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются, и создают один белый цвет. Нельзя путать дополнительный цвет с дополнительной краской (комплементарным цветом), добавление которой к вторичному цвету CMYK "загрязняет" его приводя к нейтральности, эту краску можно назвать рисующей. Здесь мы говорим о психологическом восприятии цвета и в частности о восприятии дополнительных цветов. Расположенные рядом, дополнительные цвета создают максимальный контраст, усиливая зрительное воздействие друг друга, например: красный и голубой, синий и желтый, зеленый и фиолетовый
Наружное кольцо - цвет и соответствующие каждому цвету дополнительные цвета- внутренний круг.
Это свойство объясняется противоположными эмоциональными реакциями, вызываемыми качествами тепло-холодности тонов [в каждой из приведенных пар один цвет "теплый," другой "холодный"]. Контраст, вызываемый одновременным восприятием дополнительных цветов, называется одновременным контрастом. Другая его разновидность - последовательный контраст: если мы долго будем смотреть на красное, а затем переведем взгляд на белый фон, то вместо белого увидим слабый голубой.
"Остаточное" явление свидетельствует о силе воздействия
дополнительных цветов. На этой особенности фактически основывается искусство
цветокоррекции.
Впервые в качестве принципа, использование дополнительных цветов
провозглашено французскими импрессионистами, а затем неоимпрессионистами.
Гармония дополнительных цветов составляет основу колористики. Иоханнес
Иттен приводит двенадцатичастную схему гармоничных сочетаний цветов:
Следующее изображение иллюстрирует, как влияет последовательный контраст цветов изображения на нейтральный цвет ( цвет тротуарной плитки здесь L=82, a=0, b=0 - тот же у серого поля- но плитка воспринимается с голубоватым оттенком) :
Мозг придумывает несуществующие оттенки дополнительных цветов.
Это симпатичное изображение не понравилось заказчику: - он заменил фон на зеленый - и "мех стал синить": примерно так :-
Да шапка испорчена - она действительно синит и виноват в этом хроматический контраст.
В то же время глаз
начинает приближать существующие цвета к
привычным ему памятным цветам (происходит хроматическая адаптация
восприятия). Посмотрите на "кривое"
изображение
минут пять (необходимости приводить такое
здесь нет - у каждого найдется не один
десяток, например в собраниях клипартов)
и оно уже не плохо выглядит, и цвета вроде
как выправились и посторонний оттенок не
заметен. Поэтому при проведении
коррекции важно периодически
отвлекаться от экрана - например
поставить световой стол за спиной. По этой
же причине на экране и на стене за ним, не
должно быть цветовых пятен - в идеале окружение
рабочего места должно быть серым (МКО
рекомендует 20%-й серый - L*=80, a*=0, b*=0).
Влияние цвета окружения на
телесный цвет очень велико и необходимо
обязательно учитывать колорит всего
изображения. В связи с этим в художественную практику
введен термин - "Карнация" для цвета
тела натуры в взаимосвязи с колоритом
всего изображения, как нельзя лучше
карнацию иллюстрирует следующее
изображение :
Здесь изменяется только цвет фона, но Ваш глаз "изменяет" и карнацию.
Колориметрические значения зеленого здесь имеют одинаковые цифры, а GIF имеет три цвета - белый, желтый и зеленый.
Дополнительный цвет привносится в разной степени в зависимости от расположения цветовых пятен [сюжета], поэтому каких-либо универсальных советов по использованию в практике цветокоррекции дополнительных цветов не существует. Каждое изображение индивидуально.
Следующий пример иллюстрирует взаимовлияние цветов разных по светосиле:
Голубой цвет на левом рисунке кажется чище, чем на правом - не смотря на то, что имеет те же цифровые значения, что и на правом рисунке.
Здесь в центре прямоугольник залит серым со значением 128, 128, 128
Здесь квадраты A и B имеют одинаковую светлоту L=50
Сравните левую и правую колонку :
Зачастую, что бы усилить один цвет и ослабить другой стоит корректировать не сам цвет, а его окружение. В более контрастном изображении цвета воспринимаются как более чистыми.
"Часто кажется, что в зрительных иллюзиях заключена какая-то магия. На самом деле, они связаны с особенностями интерпретации визуальной информации мозгом и поэтому нередко являются предметом (или инструментом) вполне серьезных исследований – прежде всего, в области нейрологии и когнитивной психологии, которая изучает процессы познания .